Элексир молодости (Digital Photo Camera)

Эликсир молодости (журнал Digital Photo Camera)

ЮРИЙ АФАНАСЬЕВ
http://www.photoru.ru/

Юрий Афанасьев родился в Москве в 1956 году. С 1975 года занимается фотографией профессионально. Работал с самыми различными жанрами, кроме спорта и репортажа, но в последние 10 лет специализируется на рекламной съемке. Один из первых профессиональных фотографов-энтузиастов цифровых фото технологий в России. Но лучше предоставим слово ему самому.

 Почему одни к тридцати годам считают, что в их жизни уже все достигнуто и дальше только привычная работа, вечера у телевизора и редкие вылазки с друзьями на отдых без жен, а другие даже спустя полвека остаются в такой творческой и физической кондиции, что хочется по-хорошему позавидовать? Судьба, а может просто подход к жизни?

 - Юрий, мой первый вопрос будет традиционным для этой рубрики - когда ты впервые взял в руки фотоаппарат? В принципе, можно было бы для разнообразия спросить о чем-нибудь другом, но уж очень интересными иногда оказываются ответы на эту банальщину…

 

 Не поверишь, но свой первый фотоснимок я сделал когда мне было… два года. Удивительно, но я это помню! Помню, как родители приехали ко мне в детский сад, смеющийся отец в шляпе склонился ко мне и дал в руки фотоаппарат… Я с самого детсва был погружен в фотографическую атмосферу.   Elexir-of-youth_El_Bank.jpg

 Дело в том, что мой отец не только страстно увлекался фотографией но и с ее помощью умудрялся в студенческие годы изрядно пополнять семейный бюджет.Он делал фотографии на тарелках! Которые потом охотно раскупались московскими обывателями. Подобные вещи были очень модными в 50-е годы в качестве украшения интерьера. А у моих бабушки с дедушкой вплоть до конца 80-х висел мой портрет на тарелочке раскрашенный анилиновыми красками. Из-за этого папиного хобби наш дом временами напоминал химическую лабораторию, поскольку эмульсию для своих керамических «отпечатков» отец также изготавливал сам. Серебро для нее он извлекал из старых серебряных монет, затем полученную эмульсию поливал на тарелочки и печатал. Мы жили в крошечной комнате коммуналки в Сокольниках. На время «колдовства» с фото тарелочками окно комнаты плотно занавешивалось черной тканью. У меня до сих пор в памяти осталась одна забавная картина - я болел ветрянкой и во время печати при свете красного фонаря подошел к комоду с зеркалом. И вот из этого зеркала на меня глянуло жуткое бледно-красное лицо с совершенно черными в красном свете пятнами зеленки…
 Любопытно, что уже тогда в 50-х отец делал портреты не с постоянным светом, а с переделанными лампами-вспышками. Кроме тарелочек он часто снимал в детских садах. Конечно, это занятие не было  для отца основным. После окончания педагогического института он начал работать «как все». Сначала преподавал в школе, затем перешел на работу в министерстве, но приверженность фотографии сохранил на всю жизни и, похоже, передал ее мне.
 - А какими камерами он тогда снимал? И когда (не считая того младенческого эксперимента) ты впервые сознательно взял камеру в руки?
 - Камеры я тоже все очень хорошо помню. Это были «Фотокор», «ФЭД», «Москва» и первый «Зенит-С». А снимать я начал когда учился в четвертом классе. Тогда были серьезные проблемы с пленкой, вернее с ее доступностью - она была весьма дорога.  И отец переделал «Смену-8С» на полу форматный кадр 24х18 мм, чтобы на пленке помещалось 72, а не 36 кадров и вручил этот фотоаппарат мне. После экспериментов с этой «бюджетной» камерой на 12-летие мне уже подарили полноформатную «Смену-8» и фотоувеличитель. С этого момента я стал заядлым фотолюбителем. К окончанию школы, я проглотил всю фото литературу которую смог достать в библиотеке и купить в магазинах, на зубок знал названия и параметры любых камер, но относился к фотографии все-таки как к увлечению.
 - А когда это увлечение переросло в работу?
 - Стать фотографом я решил (именно решил!) совершенно случайно.

 Мы как-то раз шли с одним моим одноклассником и разговаривали о том, кем мы собираемся стать в будущем. Признаться, на тот момент для меня этот вопрос был более чем туманен и вот в процессе беседы я поднимаю голову и в одном из окон вижу только что вышедшую тогда новую модель увеличителя «УПА». Я показал на него приятелю и сказал что вот мол, тоже фанат фотографии какой-то живет. «Слушай, Юр, а чего ты вообще думаешь? Тебе нужно стать фотографом!» - воскликнул приятель. И его реплика серьезно засела в моей голове.

Настолько серьезно, что по окончании десятого класса я вместо того чтобы пойти в институт пошел работать лаборантом в фотолабораторию на военном предприятии СКБ «Геофизика». За год работы я прошел все - от репродукционной камеры на рельсах форматом 50х60 см до съемки на пропуска, съемки «натуры на списание», «натуры в описание»… Пришлось впервые осваивать свет и цвет. «Цветником» там тогда работал замечательный фотограф по фамилии Шепель. Именно ему я обязан всем тем опытом и школой, которую я получил, работая в «Геофизике».  Только сейчас я понимаю, чем ему обязан. Мне повезло, что делая самые первые шаги я попал что называется «в хорошие руки». От Шепеля я получил не только знания, но и заряд… как бы это сказать... «правильного» отношения к фотографии что ли... Во всяком случае впервые почувствовал фотографию я именно благодаря ему.
Чем мне понравилось (еще тогда!) преимущество, которым обладает фотограф, это возможность видеть больше чем остальные. Причем не в переносном, а в прямом смысле. Люди, которые проработали на этом предприятии по 20 лет из-за жесткой секретности не видели на нем ничего кроме своего цеха и дороги до проходной, а я излазил его вдоль и поперек менее чем через год работы. Мне даже довелось делать снимки для документации одной из первых искусственных почек сделанной на этом заводе. Но снимать всю жизнь станки и секретную продукцию я, конечно же не собирался.   Дальнейшему определению моей фотографической судьбы также помог случай.
 Меня попросили сделать снимок для репортажа о победителе соцсоревнования токарей во внутризаводскую газету. Снимок получился эффектным - сосредоточенное лицо молодого токаря, силуэт подсвеченный контровым светом солнца из окна и вылетающие из-под фрезы, словно искры (благодаря тому же солнцу) частицы металла. После этого снимка меня вызвал к себе главный редактор газеты и спросил: «Ну, как тебе завод?» «Это хорошая школа!» - ответил я. «Любую школу нужно вовремя окончить» - сказал он.
Отработав ровно год, я покинул завод, потому что понял, что получил от него все и почувствовал в себе силы делать что-то самостоятельно. 1975 год стал для меня годом начала моей профессиональный деятельности.
 Я пошел работать в Государственный Литературный музей где через три месяца работы меня сделали  заведующим фотолабораторией. Там я впервые (после репродукционных и малоформатных камер «Геофизики») столкнулся с хорошими форматными студийными камерами. Я был предоставлен сам себе и мог, сделав основную работу заниматься творчеством. Мощный заряд для того чтобы творить давали мне старинные стеклянные негативы из огромного фото архива с которым мне приходилось работать. Я не знаю, как передать то ощущение от общения с этими стеклянными кусочками прошлого. Именно по старым снимкам я начал изучать постановку света, композицию студийного портрета и натюрморта. Именно благодаря этим негативам я тогда раз и навсегда заболел «студией» и окончательно определился со своей «творческой ориентацией».
 - А что было после литмузея?
- Много чего было. Была работа еще на нескольких предприятиях в качестве фотографа. Затем в эпоху кооперативов (конец 80-х) был Старый Арбат. Через него, кстати, прошли многие отечественные фотографы, потому что аппаратура стоила немалых денег которые нужно было где-то зарабатывать… Так вот, я делал уникальную по тем временам вещь. На Арбате была установлена одна из первых в стране мини-лабораторий - марки Hope.
ЮРА. ЗДЕСЬ В ЗАПИСИ ЛОГИЧЕСКАЯ ДЫРА. ТАК ЧТО ТЫ ДЕЛАЛ НА АРБАТЕ?
 С 89 по 94 год я поработал продавцом фотооборудования в немецкой компании Autopan продававшей полиграфическое оборудование. Благодаря этой работе мне удалось поучиться на крупных студиях Германии и Италии. За пять лет мне удалось познакомиться с западными принципами формирования студий и организации их работы. Самое мощное впечатление произвела на меня фото студия в Витсбурге созданная фирмой Hensel специально для съемки автомобилей. Представьте себе павильон в 450 квадратов и «световые ванны» по 22 метра длиной! Представили? А теперь вспомните, что в России тогда серьезных фото студий европейского уровня вообще не было. И вот именно тогда у меня окончательно сформировалось желание заниматься рекламной фотографией.
 Увидев работу западных фотографов - рекламщиков я понял суть перевода слова «фотография» как светопись - что в фотографии от света зависит буквально все. Добавьте к этому то, что в своих работах мне всегда было интереснее всего показывать привычные вещи так, как их никогда не увидит «не фотографический» взгляд.
 - То есть ты любишь трансформировать реальность? Тогда я понимаю почему ты стал одним из первых в России цифровых фотографов. Ведь цифровые технологии дают небывалый контроль над изображением…
 - Честно говоря, я не очень люблю принудительное противопоставление цифрового и традиционного способов получения фотоизображения. Я не понимаю людей, которые говорят, что «цифра не имеет такой художественной ценности, как пленка» или что цифровое изображение «холодное и мертвое».

 В свое время я работал в «Информ-кино» и занимался там обработкой киноматериалов. И зная все слабые стороны негативного процесса, из которого при печати позитива используется в лучшем случае 60% возможностей негатива, мне совершенно непонятно как люди могут утверждать, что те пять экспозиционных ступеней, что передаются в позитиве превосходят по полезной фотографической широте 6-7 ступеней современных любительских и 8-11 ступеней профессиональных цифровых камер?   Какая разница, что именно стоит на пути хода лучей объектива - пленка или матрица? Важно - что получается в итоге! На недавней выставке «Мастер» Гильдии рекламных фотографов произошел очень показательный случай.

Elexir-of-youth_Maneken.jpg

После пресс-конференции зашел разговор о цифре, переросший в спор из разряда «да знаем мы вашу цифру!» Я решил разрешить его просто - подвел человека, затеявшего дискуссию и присутствовавших при этом «зрителей» к своим работам и предложил определить какие из них каким способом получены. Результат оказался анекдотичным до такой степени, что даже нарочно придумать его было бы невозможно. Человек с точностью до наоборот, но с очень серьезным видом называл отпечатки с Canon EOS-D60 напечатанные в формате 50х70 «явно форматный (!) слайд», а работы, напечатанные со слайда 6х7 - «вот это точно цифра!» Хотя всего-то и нужно было прочитать надписи расположенные под снимками. Видимо желание доказать «убогость» цифровой технологии перевесило не только здравый смысл, но и простую наблюдательность.
- Юрий, но, согласись, чтобы принять отпечаток такого формата сделанный шестимегапиксельной камерой за форматный слайд нужно при его подготовке не только уметь снимать, но и хорошо владеть редактором изображения. В твоем случае - Photoshop`ом?
- Безусловно! Этот замечательный программный пакет я начал использовать шесть лет назад. Стимулом к изучению Photoshop послужила знакомая любому, кто в то время сотрудничал с издательскими конторами проблема. Каждый раз, при попытке что-то изменить в своих оцифрованных снимках, я сталкивался с «человеком за компьютером», который на мои просьбы упорно отвечал  - «это невозможно». Но я чувствовал, что так не должно быть. Не секрет, что в то время такие «специалисты» зачастую вообще ничего не понимая в фотографии, использовали Photoshop примерно так же как и микроскоп, которым забивают гвозди. В результате я купил себе компьютер и начал осваивать Photoshop.
- С этого и началась твоя дружба с цифровой фотографией?
- И да и нет. Потому что первый раз в жизни я столкнулся с цифровой камерой намного раньше - на самой заре цифровой эпохи в 1991 году.

Elexir-of-youth_LA_Bally.jpg

 - Ты шутишь? Ведь насколько я помню официальную статистику ведущей мировой выставки Photokina первые коммерческие цифровые камеры были представлены на ней в 92 году - это была «кодаковская» репортерская зеркалка с матрицей 1 млн. пикселей и стоимостью 30 тысяч долларов…

 - Но то, что я увидел в 91-м было не совсем цифровой камерой. Московская компания «Апостроф» пригласила меня в качестве фотографа-консультанта представлять на ее стенде в рамках проходившей тогда на ВДНХ полиграфической выставки один из первых сканирующих задников Phase One для карданных камер. Там использовалась ПЗС-линейка и корректирующий фильтр за объективом. Съемка осуществлялась в три прохода. Для получения полноцветного изображения  сканировался один канал за проход. Синий, зеленый, красный. Зато в результате получался невероятный для того времени по размерам файл в 194 мегабайта! Мощности тогдашнего компьютерного флагмана - 486 «Интела» едва хватало, и чтобы ускорить процесс мы демонстрировали посетителям стенда картинки с меньшим разрешением. Они до сих пор у меня остались как память.
Но свои собственные первые эксперименты с цифровыми изображениями я начал естественно со сканирования слайдов. Я прошел путь постижения «компьютерной грамотности» и всех нюансов связанных с синтезом электронных изображений и их преобразованиями буквально с нуля.

 Сложнее всего было психологически привыкнуть к громадной разнице между тем как выглядит твоя картинка в RGB и тем что от нее на самом деле останется после перевода в CMYK. Именно это цветовое представление является результатом преобразования любой фотоработы предназначенной для полиграфии. Первое же что я сделал, разобравшись с цветовыми пространствами - перестал использовать пленки с индексом VS (от vivid saturation - повышенная насыщенность).  Дело в том, что для перевода в CMYK из-за особенностей воспроизведения цветов в этом пространстве, предпочтительнее использовать слайд с малой насыщенностью.  

Elexir-of-youth_Mak.jpg

 В этом случае после перевода скана в полиграфическое цветовое пространство у вас останется значительно больше градаций цветовых полутонов, нежели в случае использования при съемке пленок с высокой насыщенностью, когда большая часть цветовой гаммы просто обрезается в полиграфическом процессе. А насыщенность нужных участков снимка проще поднять уже непосредственно в компьютере.
 Во всем нужно танцевать от результата - а им в любой рекламной съемке служит полиграфический отпечаток. К слову именно в этом кроется преимущество цифровой фотографии над пленочной при работе на полиграфию. Из-за меньших потерь качества (и времени) при сканировании, а также из-за принципиально иной структуры изображения (в цифре при разумных значениях чувствительности в принципе отсутствует «зерно») цифровые снимки значительно легче «тянутся» на большие форматы. И чем больше «разгон» тем сильнее чувствуется разница в пользу цифры. Вот посмотри (разворачивает рулон отпечатка 50х60 см) - это получено двухмегапиксельным (!) Nikon Coolpix 2500.
 - Мне почему-то хочется процитировать доктора Ватсона: «Но, черт возьми! Как?!» Если бы я не знал с чего получен этот отпечаток, то я бы сказал, что это обычная пленка единиц на 400…
 - По большому счету ничего сложного в таких вещах нет. «Фотошоп» вообще становится очень дружелюбным к пользователю, который знает , что он хочет получить в результате…
 - Именно это твой главный «секрет»? И все-таки уж очень все получается просто. Особенно когда сидишь у тебя за спиной и наблюдаешь как ты «расписываешь» снимок словно разыгрываешь шахматную партию…
 - А Photoshop действительно в чем-то похож на шахматы. Если вы решили овладеть им, то гораздо важнее понять его философию, а не тупо научиться нескольким десяткам приемов. Кстати вашим читателям желающим овладеть я очень рекомендую найти книжку, которая называется «Photoshop для чайников». Автор  Дик Мак-Клелланд.  Не стоит пугаться названия - книга написана человеком, который отлично владеет программой и.. обладает хорошим чувством юмора. Доступным и не занудным языком автор излагает то, чего я не встречал пока ни в одной другой книге о «фотошопе» - он пытается объяснить именно философию программы. Только поняв эту философию, вы сможете начать делать те вещи, которые нигде не описаны.
 Ведь что является самым большим минусом Photoshop для начинающего и самым большим плюсом для тех кто его освоил? Посмотрите при загрузке на список людей, участвовавших в создании программы. Глядя на эти десятки имен можно легко догадаться, что досконально программу знают только очень и очень немногие пользователи  - те, кто ее создал, поскольку каждый делал в ней свой модуль. Пытаться стать с ними в один ряд попросту не нужно. Важнее (повторюсь) понять на каких принципах строится ее работа.
А вообще главное правило, которое нужно твердо усвоить при работе с любым редактором изображения - если человек не знает что он хочет получить в конце, то все его действия бессмысленны!

Elexir-of-youth_SoundBox.jpg

 - Жестко, но это истина. И касается она, кстати, не только работы в «фотошопе». Ну и раз уж мы заговорили о философии, то перейдем от «софта» к «харду». Какой аппаратурой ты работаешь и каковы твои принципы при выборе техники?

 - Спектр фототехники, которой я снимаю очень широк и для кого-то разброс ее параметром покажется странным - от шестимегапиксельной Canon EOS-D60, до форматной Linhof Master Technika 4х5 дюймов. Выбор последней, обоснован ее компактностью при одновременной жесткости и устойчивости. С этими параметрами связанно фантастическое удобство работы камерой на выезде.

 Вторая рабочая камера это Pentax 67 равной которой, на мой взгляд, в своем классе попросту нет. Это очень надежная и удобная машина.
 - А какая камера была твоей первой цифровой камерой?
 - Моим первым собственным цифровиком стал Canon EOS-D30 купленный мною в 2001-м году. На тот момент мне довелось поснимать несколькими цифровыми зеркалками, но эта камера привлекла меня (как и многих других фотографов) своей замечательной цветопередачей. Поскольку я снимаю преимущественно в студии, то тест для меня на «проф. пригодность» камер был довольно простым. Я снимал ими нейтрально-серый объект с большим количеством полутонов в автоматическом режиме. Если все градации такого объекта от глубоких теней до светов воспроизводятся камерой без окрашивания в какие-либо оттенки, то тест камерой я считаю пройден. Потому что это говорит о том, что камера будет корректно воспроизводить цвета в любом цветовом диапазоне. Ведь именно серый цвет по сути содержит в себе оттенки всех прочих цветов смешанные в равном количестве.
(В этом номере DP мы уже воспользовались идеей Юрия Афанасьева и для каждой из протестированных камер вы найдете на диске кадр с мостовой и крышкой колодца.
Если у вас будут какие-то мысли по поводу иных серых тестовых объектов в пределах Садового кольца - пишите! - прим. ред.)
Причем в активе моего «сотрудничества» с данной камерой даже… уличный рекламный биллборд. Дизайнер, который делал макет для заказчика, не мог поверить, что это 3 МП цифра. А как только появилась D60, я купил ее и работаю ей до сих пор.
 - То есть для твоих целей тебе хватает шести мегапикселей? А не хочется большего?
 - Давайте продолжим столь любимое многими сравнение цифровой камеры и слайда. Площадь матрицы у моей D60, примерно половина от стандартного 24х36 мм. Давайте представим себе отпечаток с самого мелкозернистого слайда такого размера в формате… да пусть даже 30х40 (разворот нашего журнала). Согласитесь, даже фантазию особо напрягать не нужно – понятно, что получится малопригодное даже для простого рассматривания изображение. Кто помнит формат APS (светлая ему память) размер кадра которого был как раз близок к размерам матриц нынешних цифровых зеркалок отчетливо поймет о чем речь. Отпечатки даже 15х20 см уже выглядели как брак по резкости из-за чрезмерного зерна. А представьте себе отпечаток с любой пленки той же площади, но чувствительностью 200-400 ISO? Представили? А теперь посмотрите, что получается с шестимегапиксельной цифры. И это при возможности моментально менять чувствительность и подстраивать баланс цветов практически под любые условия освещения. Конечно со временем я приобрету зеркалку с полноформатной матрицей. Поймите, не в мегапикселях дело, когда мы говорим о творчестве.
 - Но ведь есть же какие-то объективные причины, мешающие повсеместному вытеснению пленки светочувствительными матрицами?
 - Безусловно! Но тут речь скорее не о мегапикселях, а о физических размерах матриц. Большой формат матрицы нужен не для того, чтобы получить …дцать миллионов пикселей. Для комфортной работы современного рекламщика вполне достаточно получать файл размером 200 Мб. Но если вы знакомы с форматными камерами, то знаете, что восприятие снимаемого изображения зависит от отношения диагонали кадра, к фокусному расстоянию объектива. Помимо этого встроенные возможности типа Shiftи Tilt
- это иные съемочные возможности и иной взгляд на мир! Особенно при предметной съемке. Поэтому надобность в пленке отпадет полностью не раньше чем появятся приемлемые по цене, крупноформатные светочувствительные матрицы. А пока речь будет идти лишь о вытеснении пленки в секторе профессиональной фотографии, где используется  аппаратура с размером кадра до 6 х 4,5 см.
- Юрий. Сейчас я затрону одну тонкую для многих фотографов тему. Насколько я знаю рекламщиков, особенно коснулась предвзятость некоторые заказчиков к новой фото технологии. Мол «нууу… это не фотогра-а-афия, это «шоп»…
- У пресловутого «фотошопа» при всех его плюсах есть один серьезный «недостаток». Эта программа абсолютно ничего не делает сама. В ней нужно работать. И работать в ней нужно уметь. Странная логика, когда средненькая фотография, к созданию которой фотограф отнесся довольно прохладно, ценится больше, чем качественный во всех отношениях снимок в технологию создания которого входила кропотливая обработка в фото редакторе (иногда десятки часов!)
 Я не отношусь к тем фотографам, которые пытаются добиться результата количеством снятых дублей. Пока я четко не пойму, что же должно получиться в итоге, я не тянусь к кнопке спуска. И если потом я проведу над этим снимком сутки непрерывной работы за компьютером, то этого не потому что я убираю съемочные недоделки, а потому, что это - часть моего творческого замысла. И чтобы воплотить эту часть я должен обладать не меньшей квалификацией как оператор Photoshop, чем как фотограф при съемке.
 Камера (цифровая или пленочная) и редактор изображений - это два различных инструмента, направленных на один финальный результат. Правильно комбинируя их можно избавить себя от лишней работы, как на компьютере, так и при съемке. Можно, например, заморочиться мульти экспозицией и все равно получить снимок с трудно прогнозируемым техническим результатом, а можно легко сделать то же самое в компьютере, спокойно сняв нужное количество кадров-заготовок. Но некоторые вещи, наоборот, проще сделать потратив лишнюю минуту перед нажатием спуска, нежели потом потратить десять часов на исправление собственной ошибки в компьютере.
 Кстати говоря, грамотная работа в «шопе», как и грамотно поставленный свет никогда не бросаются в глаза зрителю. Даже искушенному. В этой статье приведены снимки, при создании которых компьютер не использовался вообще, но, тем не менее, видевшие их говорят: «О! Это точно «Фотошоп». А есть фотографии, в которых реализм достигнут кропотливыми манипуляциями на экране монитора, но люди отказываются верить, что в них есть цифровая обработка.
 - А что для тебя означает понятие «удачная фотография»? Каковы твои критерии оценки собственного творчества?
 - Поскольку я рекламный фотограф, то успешность моей работы зависит от того, привлекло созданное мной изображение потенциального покупателя. А уж от этого в свою очередь целиком и полностью зависит, обратятся ли ко мне заказчики в следующий раз. С этой точки зрения, судя по всему с оценкой моей работы пока все в порядке.
 Но я четко разделяю фотографию как средство зарабатывания на жизнь и как собственно часть моей жизни. Я занялся ей отнюдь не из-за денег. Да и разбогатеть фотографу в России пока нереально. Большая часть того, что я зарабатываю, уходит на аппаратуру. Но я не жалею ни секунды своей жизни отданной фотографии, только из-за того, что моя жизнь благодаря ей проходит очень насыщенно!  Благодаря фотографии я познакомился с большим количеством интереснейших людей. Благодаря фотографии, я объездил большую часть мира. Благодаря фотографии я стал по-иному смотреть на вещи. Что бы, или кого бы ты ни снимал - с объектом нужно сжиться, сродниться даже. Иначе он не расскажет тебе ничего потаенного про себя и тебе нечего будет донести до зрителя. В результате каждый раз, погружаясь в очередную съемку, ты проживаешь маленькую, но безумно интересную жизнь. И таких жизней десятки, сотни…
 - Юра, а не в этом ли «эликсир» твоей молодости. Не только творческой, но и физической. Честное слово, очень трудно поверить, что тебе совсем скоро пятьдесят!
 - Я уверен, что фотография продлевает жизнь! А если серьезно, то как то само собой получается, что общаясь с моделями, которые намного моложе тебя невольно приходиться самому становиться таким же чтобы говорить с ними на одном языке. Такая тренировка очень помогает оставаться молодым самому. В творчестве же самое главное никогда не переставать учиться. Самое страшное, когда человек начинает считать себя в чем-то корифеем. Ведь даже если ты достиг в чем-то совершенства, то это лишь означает, что в тот же самый момент появилос?