Как снимать цветы (фото журнал Russian Digital 2003)
Юрий Афанасьев хорошо известен как рекламный фотограф. По роду своей деятельности ему приходится снимать самые невероятные веши: от ландшафтов до самолетов, от моделей до архитектурных ансамблей. Одно из увлечений, которые ему подарила профессия - съемка цветов. Начав когда-то с заказной съемки, теперь он фотографирует цветы "для души". Юрий делится с нами секретами "цветочной" съемки и дает практические советы. Прислушайтесь...
- Юрий, как и почему Вы начали снимать цветы?
- Когда-то это была исключительно работа, а сейчас много снимаю для себя (правда, это получается только в отпуске). Почему? Представьте, что у вас есть выбор - крупно снимать шляпку гвоздя или цветы. Я уверен, большинство выберет второе.
Хотя бы потому, что шляпки у гвоздей одинаковые или очень похожи. Снимая цветы, человек отвлекается от суеты, познает новое. Более того, он может увидеть то, что без макросъемки не увидел бы никогда. И не просто увидеть, а запечатпеть на память, показать кому-нибудь, передать ощущения, которые испытал...
Фантастическая возможность! И своеобразный способ общения. Но существует и другой аспект - макросъемка заставляет думать. В результате люди развиваются, по-другому смотрят на мир.
Безвременник, нежный цветок, который расцветает осенью. Я снимали Безвременник в студии, 2,5. Было отснято 1800 фото. Подобная интервальная съемка требует огромного терпения!
- Как Вы считаете, для чего вообще снимают цветы?
- А для чего человеку нужны цветы? Вы не заметили, что в последнее время во многих журналах изображения цветов используются достаточно часто? Даже в журналах мод, далеких, казалось бы, от этой темы. В интерьерных изданиях открыты целые рубрики, специально посвященные цветам, которые стали самостоятельным элементом интерьера. Существуют два варианта съемки цветов. Первый - съемка цветочных композиций. Этим я не рекомендую заниматься, так как понадобится осветительное оборудование, намного превышающее по стоимости камеру, которой производится съемка. Второй вариант сопряжен с детальным проникновением в фактуру цветка - здесь можно и поэкспериментировать, и получить действительно забавные и интересные вещи.
- На Вашей "цветочной" выставке на Неглинке большинство работ - результат макросъемки. Чем она интересна?
- Человеческий глаз плохо различает мелкие предметы, поэтому они часто остаются попросту незамеченными. При макросъемке вы "вырезаете", выделяете небольшой объект из окружающей среды, оперируя фокусным расстоянием объектива и глубиной резкости. Если камера оснащена режимом макро, то им, безусловно, нужно пользоваться. Но соблюдая некоторые правила. Представьте: вы держите в руках длинную палку за один конец и пытаетесь противоположным концом что-то написать. Получается? Малейшее перемещение одного конца палки вызовет значительные перемещения на другом. То же самое происходит с "макро": выходит легко, только когда вы снимаете отдаленные объекты. Надо учитывать, что при макросъемке камеру трудно удерживать в неподвижном состоянии, а это необходимое условие для качественных резких фотографий.Отсюда и первое правило: для макросъемки любых объектов вообще, и для цветов в частности, необходим штатив, чтобы закрепить фотоаппарат. При этом начать можно с минимальных вложений - допустим, купить штатив, который стоит дешевле самой мыльницы. (Профессиональный уровень - цена фотокамеры составляет ничтожный процент от стоимости остального оборудования).
- С чего следует начинать съемку?
- С выбора камеры. Люди делятся на две категории: те, кто имеет зеркальные аппараты, и те, у кого "мыльницы". Для первых вопрос макросъемки решается выбором объектива. Большинство представителей "зеркального" класса уже сами по себе обеспечивают необходимый потенциал качества для макросъемки. А вот пользователям "мыльниц" придется решить несколько задач, связанных, прежде всего, с выбором аппарата, так как далеко не все модели пригодны для макросъемки. Сначала нужно узнать, как производитель реализует режим "макро". Одни переводят объектив в режим съемки с максимальным зумом (Tele), другие - в режим наиболее широкого угла (Wide). Я прекрасно понимаю разработчиков - гораздо легче сделать "макро" в "телевике", но именно второй вариант дает наиболее интересные результаты. Хотя бы потому, что при абсолютно одинаковой диафрагме резкость получается больше. И еще одна хитрость: "макро" в режиме Wide позволяет ближе подобраться к объекту съемки.
- На что еще надо обращать внимание?
- Перед покупкой камеры смотрите не только на мегапиксели, которыми обычно и заманивают покупателя, но и на приводимое фокусное расстояние. По нему оценивается размер установленной в аппарате матрицы. Чем она больше, тем богаче возможности предстоящей макросъемки. Естественно, такая камера стоит дороже, но результат окупит эти затраты. Правда, еще не факт, что дорогостоящая камера гарантирует лучший результат. Однажды я помогал своей знакомой выбирать камеру. В магазине меня знали, поэтому удалось провести сравнительное тестирование по макросъемке на месте, подключив камеры к компьютеру. Оказалось, аппарат с более серьезными характеристиками и высокой ценой проиграл "конкуренту" подешевле. Из-за менее точной системы экспонирования. Да и кадр в тенях имел больше шумов. То есть макрорежим был более удачно реализован, у более дешевой модели. Очень показательная история. Не забудьте также узнать, с какого минимального расстояния можно снимать (чем меньше, тем лучше). Если на объективе написано 1:1 - это очень хорошо. Если 2:1, это тоже неплохо, но объект на снимке уменьшается в два раза по отношению к оригиналу, а это уже не так интересно.
- А сколько мегапикселей требуется для макросъемки?
- В большинстве бытовых камер заявленное количество мегапикселей - результат искусственного пересчета, получаемый с помощью особых алгоритмов. Тут нужно четко понимать, что такое эти мегапиксели. Владельцы видеокамер с цифровым зумом представляют, о чем идет речь. То же самое и в фотокамерах: мегапикселы "от оптики" поддаются увеличению, но если они "родились" в результате работы встроенного в камеру процессора... Хороший пример - камера Canon D30, имеющая всего 3,2 мегапиксела, но снимок размером 50x75 см с нее можно напечатать. А "мыльница" с "раскрученными" 5 мегапикселями, я думаю, больше А3 ничего толком не "выдаст".
- Так какую же камеру предпочесть, рассчитывая снимать макро?
- Непременно с ручными корректировками параметров съемки. Программы автовыбора - это удобно, но зачастую автоматика не справляется со специфическими условиями съемки корректного объекта и тут следовало бы ей помочь, взяв управление на себя. Мой опыт показывает, что в сложных съемочных условиях даже профессиональные камеры могут "сплоховать", неточно выставив параметры в "автомате". В аппарате
должна быть предусмотрена экспо-коррекция. Пусть без ручной выдержки или диафрагмы, но ручная экспокор-рекция, хотя бы в пару ступеней, плюс, минус - обязательна. Тогда у вас будет больше шансов получить нормальный снимок. Надо быть уверенным и в дисплее: насколько адекватно он показывает картинку, поэтому поэкспериментируйте заранее дома, подключив камеру к компьютеру и сравнив изображение на экране монитора и на дисплее камеры. И все же не рассчитывайте, что камера, подходящая для макросъемки, обойдется дешево. Думаю, что лучше вложить деньги в такой аппарат, пользоваться которым - просто в кайф. Это очень важно. Полезно заранее разузнать о возможностях макросъемки той или иной модели и оценить их. Тем более что камера, качественно снимающая "макро", скорее всего, и по остальным позициям не подведет.
- Юрий, порекомендуйте какие-нибудь технические приемы съемки.
- Позаботьтесь о жесткой фиксации камеры. Практически все современные цифровые фотоаппараты, если не считать "профи" и "полупрофи", не имеют возможности подсоединения тросика. Он помогает "давить на спуск", не опасаясь пошатнуть камеру. А нажимая на штатную кнопку, легко сдвинуть аппарат и тем самым испортить кадр. Можно посоветовать дистанционный пульт, но, к сожалению, такие камеры - редкость. Пульт, как правило, не входит в комплект, и его придется еще поискать в магазинах. Я бы рекомендовал другой способ. Почти в каждой цифровой камере есть таймер автоспуска (Self-timer). Вот его и надо использовать. Таймер запускается нажатием кнопки спуска, и через 2-10 секунд срабатывает затвор. В этот момент камеру ничто не "тревожит" и снимок получается резким.
- Каковы особенности съемки цветов на природе?
- В первую очередь, надо учитывать погодные условия. При макросъемке диафрагма камеры должна быть максимально закрыта. При этом, конечно, выдержка становится длиннее, и снимать качающийся от ветра цветок просто невозможно. Это все равно, что снимать с рук, без штатива. Тут есть два пути: ждать "штиля" либо подготовить противоветренный экран - ширму, которая отгородит, изолирует цветок.
- Ширма должна быть прозрачной?
- Да, конечно, иначе возникнут проблемы со светом. Более того, лучше использовать светорассеивающий материал, диффузную пленку, например, полиэтиленовую, из которой делают упаковочные пакеты. Я изготавливал такую ширму, используя каркас из четырех отрезков толстой проволоки, которые втыкал в землю по периметру вокруг цветка, и натягивал на них полиэтиленовый пакет.
- А освещение?
- Нужно фотографировать в солнечную погоду, либо каким-то образом подсвечивать объект съемки. Но помните: солнце не обязательно должно светить прямо на цветы. Достаточно иметь небольшое зеркальце вроде тех, что "обитают" в дамских сумочках, и направить лучик на объект съемки, чтобы он вышел более выразительным. Зеркало - самый простой и самый доступный способ использования дополнительного света. Чем более косой свет по отношению к объекту вы используете, тем более объемным объект получится на снимке. Например, если вы снимаете ромашку с белыми лепестками без подсветки, на фотографии зеленый стебель будет намного темнее, чем на самом деле. Значит, надо подсветить стебелек снизу. Зачастую достаточно направить на объект лишь отраженный свет неба. Иногда съемка в пасмурную погоду дает более качественный результат. В сущности, что такое пасмурная погода? Естественный рассеянный свет с потрясающей равномерностью. Иными словами огромный софт-бокс, за который фотографы платят безумные деньги.
- А стоит ли снимать цветы со вспышкой?
- Если речь идет о встроенной вспышке, то нет. Прямой свет вредит изображению, делая его плоским, нерельефным. Есть смысл использовать выносные вспышки, но опять же, позаботившись об отраженном свете.
- Как выбирать цветы для съемки? Ведь их в поле - сотни...?
- Главное - четко представлять цель съемки. Например, пополняя коллекцию макроснимков цветов, вы просто выбираете очередной объект. Другое дело - найти нечто особенное. Тут важна тщательность. Взгляните на цветок через лупу. Что вы увидите? Лепестки, поеденные гусеницей? Такой цветок непригоден. Макросъемка учит быть педантичным в отборе объекта. Далеко не каждый цветок, привлекательный издали, окажется таковым вблизи. Если уж вы задались целью снять свой, особенный цветок, ищите идеальный. С нетронутыми листочками и лепесточками, не жухлый. Иногда приходится пересмотреть огромное количество "претендентов".
- Как не "пролететь" с фоном для такой съемки?
- Сам факт макросъемки помогает бороться с нежелательным фоном. Резко получается только объект в центре кадра, на переднем плане. Все остальное - размыто, как в дымке, что лишь подчеркивает снятый объект. Чтобы в кадр не попали другие цветы, поместите камеру ниже - фоном выступит небо, облака. Или наоборот, снимайте цветок сверху на фоне травы или дороги. Чем сильнее контраст между объектом и фоном, тем выразительнее получится сам объект.
- Какие цветы снимать легче всего?
- Красивые...
- А с технической точки зрения?
- Чем цветок крупнее, тем легче его снять. Тем меньше требуется приближать к нему камеру. Тем больше глубина резкости. Например, подсолнух. Крупный цветок, естественный свет, освещающий каждую семечку, голубое небо на заднем фоне... Здесь даже "мыльницей" можно достичь хорошего результата. А вот с сердцевинкой "анютиных глазок" придется попотеть. С "мыльницей" - вряд ли получится.
- Известно, что при широкоугольной съемке края кадра искажаются. Это имеет значение при съемке цветов?
- Практически нет. Это же не чертежи. Так называемый ракурс не важен при съемке "в упор", когда глубина резкости настолько мала, что четко видна только серединка цветка, порой одна тычинка, а все остальное расплывается.
- Большинство фотокамер оснащено несколькими программами автосъемки. Какую программу использовать, если нет ручных режимов?
- Все равно ручную (смеется). Понятно, что выбирать "спортивный" режим нелепо. Надо использовать программу с приоритетом диафрагмы. Только в этом случае возможен хоть какой-то контроль над глубиной резкости.
- Многие производители начали выпускать камеры с шарнирно закрепленным дисплеем...
- Это идеальный вариант для съемки цветов. Суперудобно! Не надо думать, как "подлезть" под цветок, просто повернул дисплей в нужное положение и снимай хоть снизу, хоть сверху. Но такие камеры и стоят немало.
- Случалось ли что-либо интересное в Вашей "цветочной" практике?
- Да. В Турции. Я снимал редкий цветок. Он был пурпурного цвета. Настоящего пурпурного цвета. В нашей, русской, природе такой не встречается. А тут... И вот я выбрал ракурс, свет, и уже готов был снимать, как вдруг в цветок залетели две пчелы и деловито в нем закопошились. Это был настоящий подарок! Нарочно не подгадаешь!
Или еще такой случай: мне удалось снять цветок, который я назвал "теннисная ракетка". По размеру он напоминает крупную гвоздику, вроде тех, что из Голландии привозят. Он уже отцвел, и у него образовались плоды, которые разбрасывают семена. Эти семена и выглядят, как теннисные ракетки. Просто невероятно. Кстати, именно тогда, в Турции, я и сделал ширму из проволоки и полиэтиленового пакета.
- Спасибо, Юрий. И до следующей встречи.
Интервью фотографа Юрия Афанасьева, для журнала (Russian Digital, Алексей Афанасьев, май 2003).
Фотографии Юрия Афанасьева цветы на сайте photoru.ru
Купить и заказать фото цветы высокого разрешения ► КОНТАКТЫ