Мне повезло родиться в семье продвинутого фотолюбителя. Отец был увлечен фотографией и с очень юного возраста моими игрушками были фотокамеры и объективы. Вечерами, стоя в детской кроватке, при темно красном освещении я осваивал премудрости черно-белой фотографии. Отец в то время был студентом педагогического института. Чтобы прокормить семью, на стипендию как известно не разгуляешься, он изготавливал, модные на тот момент времени, фото на тарелочках. Уникальность мероприятия заключалась в том, что эмульсию для тарелочек он варил самостоятельно. Как известно, необходимым составляющим компонентом Ч/Б эмульсии является азотно-кислое серебро, основа светочувствительного слоя, так вот серебро для этого химиката, он добывал самостоятельно, из старых царских серебряных монет, доставшихся ему в наследство от деда. Любой опытный химик вам скажет, что получить данный химический компонент в домашних условиях не возможно, а он смог найти правильную технологию. Учась у него основам, я понял главное, нет ничего невозможного, ко всему нужно просто найти верный подход. Свой первый снимок я сделал в возрасте около двух лет, камерой Москва, гуляя с родителями в Сокольниках. Помню, как совместив в фодисе два разноцветных изображения и поймав в окошке видоискателя смеющиеся лица родителей, я нажал на спусковую кнопку. Правильной экспозиции на тот момент времени, я был обязан отцу. Наверное меня с детства тянуло на широкий формат. Напомню кадр у камеры Москва был 6х9 см. Закончив школу, я устроился лаборантом в фотолабораторию военного предприятия. За год работы излазил его от подвала до чердака. Снимал для заводской газеты - репортажи, для отдела кадров - фото на документы, для конструкторского бюро - изделие в описание, для хозяйственных служб - изделия на списание. Там впервые пришлось постигать азы установки света. Пришло понимание, что свет идеально подходящий при съемки людей, абсолютно не годится для съемки предметов и наоборот. На тот период времени, я скупил в магазинах все имеющиеся в продаже книги о фотографии и к своему удивлению обнаружил, что более-менее доступно излагался материал только о физико - химических составляющих аспектах фотографии. Как только разговор заходил о съемке, ничего конкретного кроме: выдержек, диафрагм, фокусных расстояний, экспонометров и типов пленки почерпнуть из прочитанного было не возможно. На то время фотография в СССР была только черно-белой. Не стану спорить, цвет на тот момент уже был, но серьезно назвать эго цветом было нельзя. За первый год работы фотографом понял, что выбрал для себя интересную специальность, так как ни один предыдущий день на рабочем месте не походил на другой. Никакой однообразной монотонной работы. Чем больше ты узнаешь, тем больше понимаешь, что все важные открытия еще впереди. На заводе закончилось все тривиально просто. Отсняв очередной репортаж о соревновании токарей и фрезеровщиков, я с напечатанными контрольками попал на прием к главному редактору заводской газеты. Он рассмотрев принесенные карточки, похвалил меня за хорошо выполненную работу и спросил: Далее менялись работы, накапливался фотографический опыт. Каждое новое место приносило новые контакты, ставило новые задачи, которые приходилось решать вместе с другими работниками. Нет ничего более ценного, как поприсутствовать в живую при воплощении какой нибудь творческой задачи, которую реализовывает коллектив, состоящий из более квалифицированных людей чем ты. Полученные таким образом знания, невозможно почерпнуть из книг. Любой человек долгое время выполняющий однотипную работу прирабатывается и начинает выполнять ее чисто автоматически, не вникая в творческие тонкости. Мне кажется, что это справедливо не только для фотографии. Как сейчас помню свои ощущения, когда в первые в жизни, я попал в рекламную фотостудию под Вюрцбургом. 3-х этажное здание у которого на первом этаже расположены фотостудии разных размеров, под различные фотографические задачи. На втором этаже обработка пленок и крупноформатная печать. На третьем - дизайн бюро. Самая большая студия предназначена для съемки автомобилей. Общая площадь около 500м2, высота потолков 7,5 м., подвесной свет Megalight. Светильники 2,2 х 22 м/п., мощностью более 30000 дж. Циклорама глубиной 6 и длинной 15 м.Под самым потолком подвижная платформа, на рельсах, для съемок сверху. Ну вообщем есть все, от чего бы захватило дух. Я посетил студию в начале 90-х, но не думаю что даже сейчас в России можно найти подобные фотопавильоны.
Как то от салона Интероптика я получил заказ на съемку календаря. В нем были задействованы маленькие фарфоровые фигурки. Я ожидал, что выполнение этой работы будет делом нелегким. Помимо съемки, к каждой композиции требовалось построить такие-же миниатюрные декорации. Я никак не мог предположить, что для объемного освещения этих фигурок и выстроенных декораций, потребуется такое большое количество источников точечного света. В некоторых кадрах количество источников достигало 15 единиц. При том что, для съемки моделей и некоторых видов прикладной фотографии, иногда достаточно одного, удачно расположенного источника, с правильно подобранным отражателем или софтбоксом. Например кадр с плоским монитором, неоднократно отмеченный различными наградами, на разных выставках, снят с одним источником света. Абсолютно другие законы освещения начинают быть значимыми, когда речь заходит о съемке стекла. Это особая фотографическая субстанция, живущая в своем отдельном стеклянном мире.
Люблю работать с моделями, как в студии, так и на пленере. Это два вида съемки схожи между собой, только присутствием моделей. В остальном они абсолютно различны. В случае студии - фотограф полностью управляет съемкой. От фотографа зависит и свет и цвет и композиция. В случае студии, перевод слова фотография как светопись, абсолютно правомерен. Другое дело, съемка на пленере. Помимо погоды, диктующей свое световое решение, фотограф целиком зависит от выбранного места съемки. На нем он должен корректно совместить модель с окружающей средой. От совокупности всех этих факторов зависит выразительность фотографии.
Что касается остальных направлений в фотографии, мне нравится снимать абсолютно все, кроме спорта и репортажа. Очень люблю пейзажную фотографию. Хотя многие считают, что при этом виде съемки мало что зависит от самого фотографа. Попал в красивое место, достал камеру, нажал на кнопку - шедевр готов. Это далеко не так. Не в любую погоду и время дня, все красивые места выглядят привлекательно. Бывает повезет, фотограф случайно оказался с камерой, в нужное время, в нужном месте и запечатлел шедевр. Разовое везение ни о чем не говорит. В целом это довольно тяжелый труд, в чисто физическом понимании, плюс везение. Среднеформатная камера с принадлежностями, набором объективов и штативом, весит больше 20 кг. Не все живописные места можно снять с дороги. До многих нужно долго идти. Получил массу новых фотографических эмоций, оказывая помощь в съемке журналу Цветы. С огромным удовольствием открыл для себя ранее незнакомый мир растений. Техника приобретенная для съемок цветочного проекта, заставила глубже заглянуть в область макро. Отвечаю людям интересующимся моим творчеством - снимаю все направления, от макро до самолетов (с учетом оговорки см. выше). Наиболее интересным в моей профессии является то, что каждая выполненная работа имеет свою историю, описание которой может потребовать больше места, чем размеры этой короткой статьи. Специально для журнала (ProФото) 2004 год, Юрий Афанасьев
|