Реальный ТЕСТ. Битва трех титанов II

Полный авторский текст: Юрий Афанасьев для журнала «Фотодело» сентябрь 2009. Тест лидеров цифровых зеркальных камер. Canon? Nikon? Sony?

 Начало статьи –►

Много света, много цвета...

Основная задача следующего теста - определить, как ведут себя объективы камер, при съемке прикладных композиций. Изучить углы охвата объективов. Проверить "линзы" на наличие хроматических аберраций, если таковые имеются. Понять, на сколько соответствуют объективы, заявленным углам охвата. Установить, с какой минимальной дистанции, каждым  объективом можно навести на резкость. Это очень важный параметр для фотографа. Чем меньше возможная дистанция до объекта фотосъемки, тем крупнее объект может выглядеть в кадре.

Тестовая фотография. Основная задача - как ведут себя объективы камер, при съемке прикладных композиций

Посмотреть исходное изображение на сайте журнала ФОТОДЕЛО

По какому принципу строилась тестовая прикладная композиция?
Она не претендует на какую либо изобразительную ценность. Основная ее задачей, является быть максимально показательной для теста. Иметь абсолютно белые и абсолютно черные точки. Располагать серым полем, как на горизонтальной, так и на вертикальной поверхностях. Иметь стеклянные емкости как из прозрачного, так и темного стекла. Кофе в кадре - обязательно! Часто рекламируемый продукт. Наличие в кадре ярких цветов и полутоновых переходов способствуют более быстрому определению, как точно их передают камеры. Сетка в световой и теневой частях кадра, это объект для определения глубины резкости. Этой же цели, служит банан, с маленькими темными пятнышками, на желтой поверхности.

Тест начался с широкоугольной серии zoom объективов 24-70/2,8 на фокусе 24 мм. Было принято решение, начать с максимально близкого расстояния и постепенно удаляться от объекта съемки. Изучение полученных изображений показало, что из широкоугольников на, фокусе в 24 мм. шире всех смотрит на мир объектив от камеры SONY A-900, который они сделали при поддержке фирмы Carl Zeiss. Следующим по широте восприятия оказался объектив от Nikon. Самым телевым из широкоугольников, зарекомендовал себя объектив от Canon. На приведенной картинке (см. в верху) подписи к рамочкам. На полном кадре - объектив от SONY, Carl Zeiss T* Vario Sonnar 24-70/2,8 ZA.

Не менее интересно будет изучить левый нижний угол кадра. Где сгруппировано несколько важных объектов. Там находится чашка с кофе на которое отбрасывает тень рядом стоящее яйцо в спиральной хромовой подставке. Рядом со стеклянной колбой расположена спиральная ракушка, имеющая резкий переход от яркого белого к коричневым и тепло серым тонам. Граница перехода, это показательная зона для изучения хроматических аберраций. Не меньший интерес для читателей должна представлять и нижняя правая зона кадра, где разместилась нитка жемчуга с хромированной застежкой. На следующих картинках, я помещу выкадровки из основных картинок с названиями камер, а вы уже самостоятельно сделаете все необходимые выводы.

 Тестовая фотография CANON EOS-1Ds Mark III. Объектив Canon Zoom Lens EF 24-70/2,8 L USM. ВыкадровкаТестовая фотография CANON EOS-1Ds Mark III. Объектив Canon Zoom Lens EF 24-70/2,8 L USM. ВыкадровкаТестовая фотография CANON EOS-1Ds Mark III. Объектив Canon Zoom Lens EF 24-70/2,8 L USM. Выкадровка

Камера CANON EOS-1Ds Mark III. Объектив Canon Zoom Lens EF 24-70/2,8 L USM. Фокусное расстояние 24 мм, f 16,0

Камера Nikon D3X. Объектив AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED. Фокусное расстояние 24 мм, f 16,0Камера Nikon D3X. Объектив AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED. Фокусное расстояние 24 мм, f 16,0Камера Nikon D3X. Объектив AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED. Фокусное расстояние 24 мм, f 16,0

Камера Nikon D3X. Объектив AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED. Фокусное расстояние 24 мм, f 16,0

Камера SONY Alpha 900. Объектив Carl Zeiss T* Vario Sonnar 24-70/2,8 ZA. Фокусное расстояние 24 мм, f 16,0Камера SONY Alpha 900. Объектив Carl Zeiss T* Vario Sonnar 24-70/2,8 ZA. Фокусное расстояние 24 мм, f 16,0Камера SONY Alpha 900. Объектив Carl Zeiss T* Vario Sonnar 24-70/2,8 ZA. Фокусное расстояние 24 мм, f 16,0

Камера SONY Alpha 900. Объектив Carl Zeiss T* Vario Sonnar 24-70/2,8 ZA. Фокусное расстояние 24 мм, f 16,0

Пока проходила эта съемка, выяснились специфические особенности каждой камеры. Понятно что для получения объективного результата использовался штатив колонна, к которому камеры крепились с помощью быстросъемного адаптера. Съемка проходила с использованием спускового тросика, чтобы нейтрализовать хоть сколь нибудь видимые подвижки камеры в момент срабатывания затвора. Конечно же, были отключены все возможные стабилизаторы изображения.

Удобнее всего в этой фотосъемке проявила себя камера SONY. К ней не требовался  спусковой тросик. Пульт управления входит в комплект камеры.  Достал его из нагрудного кармана, нажал на кнопку "Спуск" и кадр сделан.
Тросик у Canon, продуман до безупречности. Если руки не трясутся, попал в приемное гнездо, надавил на торец и он автоматически зафиксировался в камере. Захотел отсоединить. Взялся за серебряный цилиндр вокруг разъема, можно даже трясущимися руками, потянул за него в направлении от камеры. Цилиндр автоматически освободит фиксатор. Тросик остался у вас в руках. На всю операцию уходит меньше 1/2 секунды.
Самый антисоциальный вариант крепления оказался у Nikon. Соединение выполнено так, что если в него просто вставить тросик, то от шевелений соединительного провода, он может выпасть из разъема. Для того чтобы избежать этой неприятности существует резьбовой фиксатор. Он выполнен в виде металлического хромированного цилиндра с накаткой на одном краю и резьбой на другом. Привинтить этот цилиндр на место, не обладая изящными женскими пальчиками достаточно проблематично. При наличии трясущихся рук, про установку и снятие тросика можно забыть навсегда.

Во время испытаний, все объективы 70-200/2,8 крепились к штативу с помощью Г - образной опоры, соединенной с кольцевым адаптером, расположенным на объективах. В повседневной практике, если вы не применяете во время фотосъемки штатив, этот кольцевой адаптер с  выступающей опорой является не очень удобным подспорьем. Такое же неудобство вы испытываете при размещении объективов в фотосумке. Конечно адаптер можно снять с объектива, но от этого места в сумке не станет больше. Где идеальное решение? Фирма Nikon позаботилась о вас. Опора при ослаблении зажима и нажатии на кнопку фиксатора, отстегивается. Кольцевой адаптер остается на объективе, а Г - образная опора  остается у вас в руках. 6 баллов из 5-и возможных.

На опорах у объективов Nikon и SONY предусмотрены по 2-а резьбовых крепления для штатива, при чем у SONY крепление рассчитано на два типа резьбы 3/8"  и 1/4". Крепления находятся на разном расстоянии от байонета. Это бывает необходимо в тех случаях когда фотограф применяет быстросъемный адаптер, установленный на штативную головку и ему необходимо потянуть ручку крепления адаптера на себя, чтобы освободить зажим. В случаях Nikon и SONY, вы можете воспользоваться дальними от байонета резьбовыми креплениями. В случае с Canon у вас единственный шанс при установке и снятии камеры. Повернуть ее в кольцевом адаптере, до положения пока рукоятка камеры не окажется сверху, а крепящая опора внизу. Это не вызывает большого восторга у пользователя.

После завершения этой съемки мне  показалось, что результат от Canon, не безупречно честный. Когда после импульса от вспышки на дисплее показалась картинка, я подумал что ошибся. Сбил диафрагму при креплении фото  камеры на штатив. Не тут то было. Инфо фала показывало диафрагму 16,0. Осветительное оборудование Bronсolor Grafit A-4, или работает и тогда мощность соседних импульсов не отличается, более чем на 1/10 ступень диафрагмы, или не работает и тогда раздается сигнал тревоги. Полученное изображение, было темнее на 1/2 диафрагмы, а это означало что объектив на ближних дистанциях теряет свою светосилу. Кадры от Nikon и SONY, остаются неизменными по плотности независимо от дистанции съемки.

Canon EOS-1Ds Mark III EF 24-70/2,8 L USM 24 мм Nikon D3X. AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED 24 мм SONY A900. Carl ZeissT* Vario Sonnar 24-70/2,8 ZA 24 мм

Canon EOS-1Ds Mark III EF 24-70/2,8 L USM 24 мм
Посмотреть исходное изображение

Nikon D3X. AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED 24 мм
Посмотреть исходное изображение
SONY A900. Carl ZeissT* Vario Sonnar 24-70/2,8 ZA 24 мм
Посмотреть исходное изображение

Исходные фотографии, временно не доступны с сайта  журнала ФОТОДЕЛО

Canon EOS-1Ds Mark III EF 24-70/2,8 L USM 70 мм Nikon D3X. AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED 70 мм SONY A900. Carl ZeissT* Vario Sonnar 24-70/2,8 ZA 70 мм
Canon EOS-1Ds Mark III EF 24-70/2,8 L USM 70 мм
Посмотреть исходное изображение
Nikon D3X. AF-S Nikkor 24-70/2,8G ED 70 мм
Посмотреть исходное изображение
SONY A900. Carl ZeissT* Vario Sonnar 24-70/2,8 ZA 70 мм
Посмотреть исходное изображение

По визуальным ощущениям в видоискатели SONY и Nikon наводить на резкость удобнее чем у Canon. Картинка в видоискателях в случае двух верхних камер, выглядит более контрастной. У Canon она более вялая, а из за этого, сложнее принять финальное решение, о наведенной резкости.
Ближе всего к объекту съемки в широкоугольном диапазоне удалось подобраться камерой SONY, c объективом Carl Zeiss 24-70/2, на фокусе 24мм.
За ним последовал Nikon с Никором и самым крупный план остался за Кеноном.
На фокусном расстоянии в 70 мм. картина кардинально поменялась. Камера Canon с объективом Canon Zoom Lens EF 24-70/2,8 L USM вырвалась в лидеры ближнего боя. Nikon так и остался посередине, а SONY переместилась назад.

По мощности хроматических аберраций на первое место вырвался Nikon. По их отсутствию лидировала SONY. Canon и в том и другом случае занимал прочную  позицию по середине.

Сюрприз в студии поджидал меня когда время дошло до тестирования объективов с фокусом 70-200/2,8. Для всех без исключения фирм фокусное расстояние в 70 мм равное для объектива 24-70 и 70-200. Мне всегда казалось, что если я имею объектив с каким то фокусным расстоянием, в данном случае в 70 мм то абсолютно не важно это объектив с постоянным фокусом в 70 мм, с переменным фокусом 24-70, или 70-200. Если расстояние до объекта съемки не изменились и размеры матрицы или пленки остались прежними то, объект в кадре должен быть виден с неизменными пропорциями. Ан нет! "Век живи, век учись, дураком помрешь".

Объектив Canon Zoom Lens EF 70-200/2,8 L USM фокус 70мм.
Canon Zoom Lens EF 70-200/2,8 L USM фокус 70мм.

Объектив AF-S Nikkor 70-200/2,8G фокус 70мм.
Объектив AF-S Nikkor 70-200/2,8G фокус 70мм.

Объектив 70-200/2,8 SSM фокус 70мм.
Объектив SONY 70-200/2,8 G SSM фокус 70мм.

На верхних фотографиях видно,  как крупно можно снять объект на фокусе в 70 мм, а в низу, на фокусе 200 мм.

Да, для меня это тоже стало сюрпризом, что с объективом AF-S VR Nikkor 70-200/2,8G, нужно так далеко отходить от объекта съемки, чтобы в кадре появилась необходимая резкость. Я был много наслышан, о потрясающем качестве объективов Nikon, но среди испытуемых серий, призовые места распределились явно не в их пользу.
Неожиданно порадовал объектив от SONY 2,8/70-200 G SSM. В нем создатели предусмотрели почти все. Встроенный репетитор диафрагмы, два крепления, под два стандарта резьбы, на штативной опоре. Если фотограф использует поляризационный фильтр, в бленде предусмотрен вырез. Сдвигающаяся заглушка, позволяет удобно изменять угол поляризации фильтра. Объектив с фантастической резкостью, полным отсутствием хроматических аберраций. Наводит на резкость с дистанций на 30 см ближе чем его именитый конкурент от Canon.  Он безоговорочно положил  двух соперников на лопатки. SONY - выпустив объективы серии G, задала новый стандарт качества среди топовых теле зум объективов.

Canon Zoom Lens EF 70-200/2,8 L USM фокус 220мм.
Canon Zoom Lens EF 70-200/2,8 L USM фокус 220мм.

Объектив AF-S Nikkor 70-200/2,8G фокус 200мм.
Объектив AF-S Nikkor 70-200/2,8G фокус 200мм.

Объектив SONY 70-200/2,8 G SSM фокус 200мм.
Объектив SONY 70-200/2,8 G SSM фокус 200мм.


Прежде чем переходить к новым испытаниям, хочется отметить еще одну своеобразную особенность камеры SONY A-900. Изучая внутреннее меню камеры, я нашел пункт обещающий увеличение динамического диапазона камеры. Про себя, я со скепсисом подумал, наверняка это штучки SONY. За одно нажатие кнопки, делает три кадра с разными экспозициями. В камеру поставили мощный  процессор. Он быстро сращивает три изображения в одно. Вот вам и увеличение динамического диапазона. Выбрал эту величину. Студийный свет - не менялся. Одна экспозиция - это же вспышка. Диафрагма-16,0 Обратите внимание на задник. Левая картинка в этом ряду, с буквами HDR. Меня это впечатлило.

Объектив SONY 70-200/2,8 G SSM фокус 70мм HDR за один кадр
Объектив SONY 70-200/2,8 G SSM фокус 70мм HDR за один кадр

Продолжение статьи Реальный ТЕСТ. Битва трех титанов 3

Полный авторский текст: фоторафа Юрий Афанасьев для журнала «Фотодело» сентябрь 2009